Фаворитка / The Favourite (2018)

Пару лет назад Йоргос Латимос напрочь вынес мне мозг своим «Лобстером». Мало того, что я не увидел в этом фильме ни малейших признаков здравого смысла, он еще и поставил меня перед вопросом, а не забросили ли кто эту пленку к нам из параллельного мира, где внешне все выглядит, вроде, как у нас, ну, то есть люди похожи на людей, а не на плоскоглазых слизней,  но при этом ведут они себя именно как эти самые слизни. То есть, то, что происходило на экране, невозможно было осмыслить, имея обычный человеческий мозг. Поэтому следующий фильм Латимоса «Убийство священного оленя» я, беспокоясь о состоянии своих нервных клеток, благополучно пропустил. Однако, когда я узнал о том, что очередным фильмом Латимоса станет историческая костюмированная драма, я решил, что на это стоит взглянуть. Хотя бы краешком глаза.

Действия разворачиваются в начале 18-го века, при дворе королевы Анны. Тем же самым событиям, на которых заострено внимание в «Фаворитке», был посвящен фильм, снятый еще в СССР по пьесе Эжена Скриба «Стакан воды», с блестящей Аллой Демидовой в роли герцогини Мальборо. Фильм был замечательный, но, как и положено в пьесе, все исторические события в нем были как следует отретушированы, так, как это было выгодно с точки зрения сценической драматургии, а персонажи покрыты толстым слоем глянца, чтобы глаз радовали. Поэтому возникло искушение взглянуть на то, как те же самые события подадут британцы (пусть и под командованием греческого режиссера) отличающиеся беспристрастным взглядом на собственную историю и не имеющие привычки приукрашивать темные места.

И я не был обманут в своих ожиданиях. Если «Стакан воды» — это легкая комедия, то «Фаворитка» — мощнейшая драма. Все исторические реалии воспроизведены в фильме со скрупулезной точностью. Обстановка настолько реальна, что порой кажется, что ощущаешь даже запахи, витающие в душных, полутемных комнатах, которые на самом деле являются королевскими покоями. А борьба за влияние на выживающую из ума королеву Анну опытной в плетении изощренных придворных интриг герцогини Мальборо с ее же молодой протеже Эбигейль Хилл, которая, как оказывается, от природы владеет тем же самым оружием, показана как эпическая битва, в которой нет таких понятий, как Добро и Зло, а потому все средства хороши. Здесь нет места ни жалости. ни снисхождению. Эта борьба не просто жесткая, а по-настоящему жестокая. Проигравший не просто оказывается списан со всех счетов, но может и с жизнью проститься. 

Приходится признать, Латимос, когда захочет, способен снять шедевр. «Фаворитка» — блестящий фильм с великолепным актерским  составом, в котором исторические события показаны так, что они воспринимаются на как седая, пыльная старина, а как нечто живое, реальное и почти современное. Исторический фон здесь не просто фон для дефилирования персонажей в пышных костюмах, а совершенно естественная среда обитания людей с такими же, как и у нас, страстями и тараканами в головах. Наверняка ведь нынешние придворные ведут такую же беспощадную борьба за внимание господина, и не хватает им, разве что, только былой утонченности.

Что еще порадовало в «Фаворитке», так это актриса Эмма Стоун, снявшаяся в роли Эбигейл Хилл. В свое время я делал на нее ставку, как на одну из наиболее талантливых молодых актрис. Однако, со временем она погрязла в съемках в каких-то совершенно бессмысленных, одноразовых фильмах, в которых все актерская игра сводится к глуповатым улыбкам и морганию глазами. После оскароносного «шедевра» «Ла-Ла-Лэнд» я и вовсе поставил на ней крест. Однако, роль в «Фаворитке» показала, что играть Эмма Стоун еще не разучилась. Нужно лишь перестать размениваться на ерунду.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.