Зеленая книга / Green Book (2018)

Странные и крайне неоднозначные отзывы критиков об этом фильме я прочитал прежде, чем посмотреть. Основные претензии сводились к двум пунктам: А — эксплуатация избитой темы, Б — слащавый конец. Недоброжелательных отзывов было так много, что в какой-то момент я даже задумался, а стоит ли вообще тратить на него время? Но, все же, решил глянуть, чтобы составить собственное мнение. Посмотрел и остался очень доволен. Фильм во всех отношениях хороший. Пусть и не замечательный, но очень хороший. Предъявить какие-то технические претензии к нему невозможно, поскольку тут все на очень высоком уровне — и сценарий. и режиссура и актерская игра.

Что же касается приведенных выше двух пунктов, то, по моему мнению, концовка вовсе не слащавая, а добрая. А совместное путешествие двух совершенно непохожих друг на друга людей стало избитой темы с того самого момента, как Сервантес опубликовал свой великий рома. Хотя, возможно, я и ошибаюсь — не исключено, что подобное случалось и раньше. Можно  было бы привести в пример «Путешествие на Запад», но Китай — это все же совсем иная культура и подход к теме у них тоже несколько другой. А в Европейской культуре, будь то литература или кино, тема путешествия двух по-своему странных типажей, не смотря на свою кажущуюся затертость, всегда отлично срабатывает. 

На этот раз в путешествие, вернее, в концертный тур отправляется Дон Ширли (Махершала Али), известный пианист, весь такой утонченный и изысканный, черный, да, к тому же, еще и гей. Дело, между тем, происходит где-то в начале 60-х, а маршрут концертного тура пролегает по южным штатам.  В шоферы он нанимает Тони Валлелонги  (Виго Мортенсен), итальянца, примерного семьянина,  работающего вышибалой в нью-йоркском клубе. Трудно представить двух более непохожих людей. Разумеется по пути им предстоит пережить множество приключений, как комических, так и трагических. Но, самое главное, им нужно притереться друг друга, научиться слушать своего спутника, понимать его и воспринимать таким, какой он есть. Вроде бы, ничего особенного, да и события, происходящие с этой парочкой в пути, кажутся вполне предсказуемыми. Но вся история выстроена настолько грамотно, что от нее просто невозможно оторваться. Изумительно прописаны характеры главных героев, а все реплики бьют точно в цель. Ну, и, разумеется. отменная игра актеров вносит свою немалую лепту в то, что персонажи на экране воспринимаются как абсолютно живые люди. И хотя  фильм длится два с лишним часа, в нем нет ничего лишнего и смотрится он на одном дыхании.

Но, что меня удивило больше всего, так это то, что снял фильм ни кто иной, как Питер Фарелли, режиссер таких бессмертных хитов кинопроката, как «Тупой и еще тупее», «Три балбеса», «Застрял в тебе», «Девушка моих кошмаров» и еще целой кучи подобных им фильмов. Как его угораздило снять «Зеленую книгу» — уму непостижимо! Кстати, следующий фильм Питер Фарелли  будет называться «Уолтер — пердящий пес». Вот так.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

3 comments

  1. Любопытно.
    Истинную причину возникновения расизма можно выявить, особо не задумываясь — просто во все времена было очень выгодно иметь рабов. Эксплуатировать, торговать, сдавать, нанимать… Настолько выгодно, что под это дело пускали самые различные обоснования. Кто получает прибыль, идет на все, кто получает большую прибыль – еще дальше. К сожалению. А тут такой подарок — можно оправдать свои преступления теорией расовой «ущербности».
    Что тут говорить — мы и сами через это прошли. Крепостное право, по моему — то же узаконенное рабство. Только нам немного не повезло — не нашлось под рукой такого удобного оправдания, как расовая принадлежность.
    В то же время расовые фобии — чушь собачья. Ни одни расовые признаки, сами по себе, не несут ничего страшного. У некоторых наших соседей по подъезду рожи страшнее.
    В общем, с этим мне все понятно. В смысле, я могу понять, почему в Америке велась активная политика унижения чернокожих людей со стороны чиновников, крупных бизнесменов, власть имущих, которые имели с этого неслыханную прибыль. Но вызывает недоумение, почему той же политики долгое время придерживался обычный американский народ? Ну, то есть, самые обыкновенные люди — рабочие с заводов, продавцы там всякие… Кому от расового расслоения уж точно никакой прибыли — ни жарко, ни холодно. Так вот они-то почему так же активно поддерживали политику неравенства, унижали и оскорбляли негров? Ладно, какую-то их часть можно отнести к особенным моральным уродам, кто просто пользовался поводом кого-то «легально» унизить. Кто-то поддался низменному тщеславию и за счет этого так самоутверждался. Но ведь не все же были такие. Да что там, хотелось бы надеяться, что таких — меньшинство. А остальные то что? Почему занимались тем же самым? С чего бы вдруг?
    Вот какая мысль. Возможно, все дело в таком, не явном, на первый взгляд, факторе – как скрытая подсознательная мотивация. Если ты не противостоишь тому, что тебе претит, значит подсознательно ты это поддерживаешь. Если ты осуждаешь расизм, то став очевидцем унижения или оскорбления чернокожего человека, ты должен за него заступиться, позвать на помощь или открыто противостоять, словами или действием. А заступаться придется часто… Но если ты просто прошел мимо — получается, что ты струсил.
    А кому охота признаваться в трусости, даже самому себе? То-то и оно…
    Гораздо легче «уговорить» себя, что чернокожие – обоснованно бесправные люли, и значит, получают по заслугам. Ну, так сложилось, ты то ни в чем не виноват. Ведь, в конце концов, не могут же все политики там, наверху, ошибаться…

    • В целом, я согласен с вашими рассуждениями. Но есть и еще дин момент — пропаганда. Достаточно создать видимость того, что большинство поддерживает то или иное решение, и большая часть сомневающихся тут же присоединится к этому воображаемому большинству.

  2. Да уж… Грустно.
    Куда ни глянь- одни большинства )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.