Хармс (2017)

Фильм Ивана Болотникова совершенно незаслуженно оказался обойден вниманием как критиков, так и зрителей. Хотя. если задуматься, это как раз и является наивысшей заслугой. «Хармс» совершенно не похож на то, что сейчас является образцами для подражания. Он не пытается сразить зрителя внешними эффектами  или захватить воображение невероятной интригой. «Хармс» в высшей степени умное, интеллигентное и интеллектуальное кино. Это кино, в котором сюжет совершенно органично переплетается с видеорядом, в результате чего создается что-то совершенно новое и необычное, некая особая среда, с которая как раз и начинает взаимодействовать зритель. Если, конечно, есть чему взаимодействовать.

Визуально «Хармс» выдержан в особой и неповторимой стилистике интеллектуального советского кинематографа, благодаря которой по нескольким кадрам легко узнаются фильмы Тарковского, Германа или Сокурова. Сама же история наводит на мысль о псевдобиографических фильмах, которые так любил снимать Кен Рассел. «Хармса» легко встает в один ряд со ставшими классикой «Малером», «Валентино», «Любителями музыки» и даже сравнение с «Листоманией» не кажется неуместным. «Хармс» использует принцип двойной призмы: с однйо стороны, нам показывают вымышленные эпизоды из жизни Даниила Хармса, пропущенные через призму его произведений, с другой — мы видим как стихи и проза Хармса порождаются самой жизнью, полной граничащего с безумием абсурда, которая его окружает. В результате жизнь и творчество замыкаются в неразрывное кольцо, подобное Уроборосу, вцепившемуся в собственный хвост. И что здесь первично, а что вторично, разобрать уже невозможно. Хармс ли выстраивает свою жизнь в соответствии с собственными представлениями об основополагающих принципах бытия, или же просто так случилось, что именно он сумел найти изобразительные средства для адекватно отображения жизни? Почему другие не видели того, что так отчетливо и ясно виде Харм? Потом что не умели смотреть? Смотрели не в ту сторону? Или же просто не хотели это видеть?

Опираясь на биографию Хармса и его произведения, Болотников выстраивает фантасмагорическую картину бытия. Которая имеет не меньше прав на то, чтобы именоваться реальностью, нежели представления об окружающем любого из нас. Поскольку объективной реальности, как таковой не существует, приходится довольствоваться ее суррогатами. Перед нами  один из возможных вариантов реальности номер 194.8567.364.086, именуемый «Мир по Хармсу». Попробуйте.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.