Ноябрь / November (2017)

Ну, вот, наконец-то попался фильм, о котором стоит рассказать. И еще как стоит!

«Ноябрь» — это мрачная, готическая история, виртуозно рассказанная эстонским режиссером Райнером Сарнетом. И это вовсе не попытка снять оригинальный ужастик, а готика в чистом виде. Особо страшного здесь ничего нет, но зато атмосфера настолько холодная и траурно-хмурая, что кровь в жилах стынет. Времена, понятное дело, стародавние. Но такое ощущение, что произойти подобная история могла когда угодна. Хоть в наше время. События разворачиваются в затерянной черт-те где эстонской деревеньке. История, в общем-то, проста: красивая деревенская девушка без памяти влюблена в местного же паренька, а того в свою очередь угораздил влюбиться в дочку немца-барона. И ради своей любви девушка готова пойти на все, что угодно. Вот, собственно, и все. Но дело вовсе не в истории, как таковой, а в том, что вокруг нее происходит. Деревенька эта вовсе не так проста, как кажется.

Хотя, нет, она с самого начала не кажется простой, потому, как первое, что мы видим, это некое странное существо — возвращающее крестьянину убежавшую корову. Подобные существа имеются, почитай, у каждого жителя деревни. Называют их кратами, но по сути это кадавры, собранные из всего, что под руку подвернется. Вот, только для того, чтобы оживить крата, нужно ночью пойти на перекресток и подписать договор с самим Дьяволом. Временами в деревеньку заглядывают мертвецы. Чтобы пообщаться с живыми пока еще родственниками, покушать, да в баньке попариться. Есть в окрестных лесах и оборотни, и ведьмы с колдунами. А кроме того, Чума наведывается, то в виде молодой, красивой девушки, то козой обернувшись, то вепрем. Но ее тоже можно обмануть. Как сказал местный колдун перед очередным визитом Чумы: «Надевайте порты себе на головы. Чума решит, что у нас по две жопы, испугается и не троне.» И, как не странно — сработало!

Одним словом, вся история густо замешана на языческих деревенских верованиях, традициях и обычаях. И это само по себе уже жутко интересно. Но «Ноябрь» к тому же еще и снят невообразимо  красиво и стильно. Прежде всего, фильм черно-белый, что с одной стороны подчеркивает мрачность атмосферы. Но в то же самое время дает возможность оператору блестяще играть со светом и тьмой, с тонами и полутонами. Черно-белая картинка ни чуть не раздражает, скорее даже наоборот, затягивает. Очень скоро начинаешь понимать, что это вовсе не причуда создателей фильма, а сам мир такой, вымытый осенними дождями, лишенный цветов. Райнер Сарнет работает в стилистике, близкой таким мастерам, как Тарковский, Рассел, Феллини. При этом тут и речи нет о копировании, подражании или заимствовании. Режиссерская манера Сарнета абсолютно оригинальна  и неповторима. С вышеназванными мастерами его роднит то, что кадр у него строится не на спецэффектах, а на том, что обычные, вроде бы, предметы, показанные в неожиданном ракурсе, вдруг превращаются в нечто удивительное, сверхъестественное, чудовищное. Что по нынешним временам через чур оригинально  даже для артхауса.

«Ноябрь» — это стопроцентно авторское кино. Однако, снимая то, что ему самому хочется, и так, как он сам считает нужным, режиссер не забывает о том, что фильм делается не только для удовлетворения собственных амбиций, но и для того, чтобы его смотрели зрители. И еще он должен понравится зрителям. И каким-то чудом Сарнету удается совместить эти два, казалось бы, абсолютно противоречащие друг другу начала. «Ноябрь» удивительный, фантастический, завораживающий фильм, способный вызвать вздох восторга у самого утонченного киноэстета. Это поистине нечто уникальное, вроде ручной, штучной работы среди затопившей весь мир заводской штамповки. Пропускать такое нельзя ни в коем случае.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

2 comments

  1. Сергей Ефимов

    «Надевайте порты себе на головы. Чума решит, что у нас по две жопы, испугается и не троне.» И, как не странно — сработало!

    Надо смотреть! 🙂

    • В народном фолклоре это обычный способ нечисть провести. У меня прабабка была из Рязанской области, к тому же еще и староверка. Она мне в детстве столько всяких историй про нечисть рассказывала. Тогда-то я маленький был и глупый, а сейчас понимаю — записывать надо было. Так я тогда даже писать не умел. Так вот, одна из историй было про кладбище между двумя деревнями, на котором какая-то жуткая тварь обитала. И как кто один после заката солнца идет — непременно утащит. Большую компания — не трогала, боялась. И как то раз соседский парень из бабкиной деревни засиделся в гостях в соседней деревне. Побежал домой, думал до захода успеть. Подходит к кладбищу — а солнце уже заходит. Тогда он что сделал, сломал ветку да надел на нее свою шапку. Идет, размахивает и кричит: — Нас тут двое! А сзади третий идет! Так и прошел — побоялась нечисть с тремя сразу связываться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.