Теснота (2017)

Теснота (2017)

 

Уф! Вот это да!

Вчера посмотрел фильм «Теснота», снятый молодым кинорежиссером из Нальчика Кантемиром Балаговым и до сих пор не могу в себя прийти. Давненько мне не доводилось видеть столь мощного фильма.  Во всех отношениях.

На последнем каннском кинофестивале «Теснота» получила приз ФИПРЕССИ — Особый Взгляд. И есть за что. Впрочем, посмотреть я его решил не из-за каннского приза. а потому, что в созданию фильма принял участия фонд Александра Сокурова. Я мыслил так: пусть участие фонда чисто материальное — но Сокуров не станет спонсировать кого попало. И я не ошибся!

Балагов блестяще владеет кинематографическим языком и мастерски использует все его возможности. Это вам не «Левиафан», где сцены слеплены как попало, а камера ставится там, где удобно оператору. В «Тесноте» ощущение спонтанности всего происходящего на экране не исчезает, а удивительным образом усиливается филигранной выверенностью каждого кадра. Здесь нет ничего лишнего, так же, как нет избыточности. Все точно отмерено и взвешено, все имеет все смысл, — каждое слово, каждый жест, каждый предмет, появляющийся в кадре, — все не просто так.

Такой фильм, полный глубокого символизма, мог бы  снять ранний Годар, где-нибудь между «На последнем дыхании» и «Альфавилем». Только для этого Годару нужно было бы родиться в СССР, а потом еще пожить в России.

Помимо Годара в фильме явственно ощущается влияние лучших отечественных режиссеров — тех, у кого поучиться не грех. Съемки в небольших, тесных помещениях очень похожи на то, как это сделал бы Герман. А работа со звуком, когда люди говорят полушепотом, а сминаемая бумага хрустит так громко, что почти заглушает человеческий голос — это, вне всяких сомнений, Сокуров. Кстати, совершено удивительно то, что реплики героев  в «Тесноте» имеют едва ли не прикладное значение. Можно вообще не слушать, что они говорят — голоса служат лишь своеобразным фоном для визуального языка, которым рассказывается история.

Говоря о «Тесноте» просто невозможно удержаться от превосходных эпитетов. Потому, что фильм, на самом деле, сделан мастерски. В нем все выполнено на самом высоком профессиональном уровне  — от сценария (кстати режиссер является еще и соавтором сценария) до актерской игры, которая в последнее время стала едва ли не самым слабым местом отечественного кино. Разве что только постер сделан кошмарный. Ну, так должен же быть у фильма хоть какой-то недостаток!

Самое главное, «Теснота» не стала еще одной местечковой киношкой, никому не интересной за пределами родного отечества. Фильм говорит о серьезных общечеловеческих проблемах, волнующих каждого нормального человека. И говорит это на языке, понятном всем и каждому. Без всяких наворотов и вывертов. Режиссер разговаривает со зрителем  нормальным, человеческим языке. Кристально ясным языком кинематографа.  Поэтому, в отличии от топорно «заточенных» под международный прокат картин Михалкова и Бондарчука,  «Теснота» могла бы реально претендовать, да, хоть  на того же Оскара.

Рассказывать, о чем этот фильм, не имеет смысла. Поскольку, как в любой мастерски  сделанной работе, каждый увидеть в ней что-то свое. Официальный анонс лучше вообще не читать. Его составители — я почти уверен, что тут не один мудрила голову поломал, — не передав и сотой доли от истиной сути фильм, умудрились при этом опустить все до уровня плинтуса. И, признаться, трудно их в этом винить — непросто поверить в то, что не одной только «Матильдой» жив отечественный кинематограф.

Фильм, на самом деле стоящий. Глубокий и искренний. С терпким послевкусием. Из тех, что то и дело вспоминаешь и пересматриваешь.

 


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.